Skip to main content

Вахтангов Евгений Багратионович

  • strict warning: Declaration of views_handler_filter_node_status::operator_form() should be compatible with views_handler_filter::operator_form(&$form, &$form_state) in /var/www/admin/www/portal-etud.ru/sites/all/modules/views/modules/node/views_handler_filter_node_status.inc on line 13.
  • strict warning: Declaration of views_plugin_style_default::options() should be compatible with views_object::options() in /var/www/admin/www/portal-etud.ru/sites/all/modules/views/plugins/views_plugin_style_default.inc on line 24.

ВахтанговВахтангов Евгений Багратионович (1883 г. - 1922 г.) - режиссер театра, педагог, основатель театра им. Вахтангова.

Евгений Багратионович Вахтангов родился 13 февраля 1883 года во Владикавказе в купеческой русско-армянской семье. Отношения в семье Вахтангова были непростые, отец был властным, жестким человеком и подавлял сына. Несмотря на то, что Вахтангову, было завещено стать крупным табачным фабрикантом и продолжить семейное дело, он уже в гимназические годы страстно увлекается театром и решает посвятить ему всю свою жизнь. Игнорирую запреты отца, молодой Евгений начинает много и успешно выступать на любительских сценах Владикавказа, приобретая театральный опыт.

В 1903 году Вахтангов заканчивает гимназию и поступает в Московский университет на физико-математическое отделение, где сразу же вливается в студенческий театральный кружок. Но вскоре, на втором курсе, в 1905 году переводится на юридический факультет и дебютирует как режиссер, поставив студенческий спектакль "Педагоги" по пьесе Эрнста в пользу нуждающихся. Этот же год становится для него знаменательным в плане личных отношений, он
женится на своей школьной подруге - Надежде Михайловне Байцуровой, котороя позднее родила ему сына Сергея. Но радостные события омрачает ссора Вахтангова с отцом, так как тот собирался женить сына на дочери своего приятеля-миллионера. В это время Вахтангов начинает участвствовать в нелегальных сходках молодежи на фабриках и заводах. Вместе с революционерами он распространяет прокламации и листовки, а в день декабрьского восстания 1905 года строит баррикады в одном из московских переулков, участвует в создании санитарной помощи раненым. Летом 1909 года Евгений Вахтангов становится руководителем Владикавказского художественно-драматического кружка и ставит в нем пьесы "Дядя Ваня" А.П. Чехова и "У врат царства" К. Гамсуна. Отец Вахтангова недоволен деятельностью сына. Расклеенные по городу афиши с фамилией Вахтангов, приводят его в ярость, он считает что слава такого рода - позор и наносит моральный ущерб фабрике.

   В 1913 году Вахтангов возглавляет Студенческую студию, но первый же спектакль проваливается и в течение двух последующих лет студийцы воздерживаются от искушения играть на публике. На сцене студии, Вахтангов создает несколько камерных спектаклей, в которых играет и как актер. В своей студии Евгений Багратионович постоянно ищет новые приемы изображения психологического состояния героя. И несмотря на то, что сам практикует систему Станиславского, со временем ее рамки кажутся все более тесными, тогда он увлекается театральными идеями Всеволода Мейерхольда, но довольно скоро отвергает и их. Естесственным образом, у него формируется свое понимание театра, довольно отличное от Станиславского и Мейерхольда, которое он формулирует в одном коротком лозунге "фантастический реализм". На основе этого "фантастического реализма" Вахтангов и строит теорию собственного театра. Как и Станиславский, он считал, что главным в театральном спектакле является, естественно, актер, но предлагает жестко отделить личность исполнителя от того образа, который он воплощает на сцене. В костюмы актеров Вахтангов тоже вносит изменения. Например, на современный костюм он надевает необыкновенный театральный халат, расшитый и разукрашенный. А чтобы еще больше подчеркнуть условность происходящего на сцене, предлагает актерам надевать костюмы прямо на глазах у публики, таким образом в считанные секунды перевоплощаясь из актера в персонажа пьесы. Впервые в истории театра возникает граница между персонажем и артистом. Вахтангов считает, что подобная манера актерской игры вполне соответствует революционному времени. Реализуя свою программу, он ставит спектакли "Чуда Святого Антония" , "Эрик XIV" А. Стриндберга (1921, 1-я Студия), "Гадибук" Анского. В последние годы жизни Вахтангов находится в повышенном экстатическом состоянии смеси агонии и энтузиазма, пытается создать новый не элитарный, но "народный" театр. Всего за год до смерти он основывает Третью студию МХТ, ставшую позднее Государственным театром имени Е.Б. Вахтангова. С утра до вечера он находится там и еще  в двух студиях:  еврейской студии "Габима" и в труппе Народного театра. Вахтангов мечтает поставить "Каина" Байрона и Библию, но этим планам так и не удается реализоваться. 29 мая 1922 года он умирает.  "Принцесса Турандот" становится его последней работой , он не дожил всего несколько недель до премьеры.

Похоронили Евгения Багратионовича Вахтангова на Новодевичьем кладбище.

Ваша оценка: Нет Средняя: 5 (5 votes)