Skip to main content

Станиславский Константин Сергеевич

  • strict warning: Declaration of views_handler_filter_node_status::operator_form() should be compatible with views_handler_filter::operator_form(&$form, &$form_state) in /var/www/admin/www/portal-etud.ru/sites/all/modules/views/modules/node/views_handler_filter_node_status.inc on line 13.
  • strict warning: Declaration of views_plugin_style_default::options() should be compatible with views_object::options() in /var/www/admin/www/portal-etud.ru/sites/all/modules/views/plugins/views_plugin_style_default.inc on line 24.

Станиславский (настоящая фамилия Алексеев) Константин Сергеевич (1863- 1938 г.).
Советский актер, режиссер, педагог, теоретик театра, народный артист СССР (1936). Заложил фундамент современной науки о театре, создал школу, направление, представляющие собой новый этап в развитии сценического реализма.

Станиславский Константин Сергеевич родился в Москве (1863 г.) в семье богатого промышленника. Его родители относились к прогрессивным торгово-промышленным кругам из которых вышли близкие семье Алексеевых крупнейшие деятели культуры П. М. Третьяков, А. А. Бахрушин, С. И. Мамонтов и др. Первое его  выступление проходит на домашней сцене. А в скором времене образовывается "Алексеевский кружок", ставивший переводные водевили, оперетты. Именно здесь, будучи еще ребенком, Станиславский играет множество ролей с пением и танцами. Таким образом, начиная с 1877 г. он получает отличный опыт игры на любительской сцене.

Дарования Станиславского были уникальными, из-за склонности заниматься самообразованием, он не окончил ни одного учебного заведения но тем ни менее свободно говорил по-немецки и по-французски. В 1888 Станиславский основывает вместе с режиссером Ф. Федотовым, певцом и педагогом Ф. П. Комиссаржевским "общество искусства и литературы", где исполняет роли Барона ("Скупой рыцарь" Пушкина), Анания Яковлева ("Горькая судьбина" Писемского), Фердинанда ("Коварство и любовь" Шиллера) и др. В 1891 г. в первых своих режиссерских работах "Плоды просвещения" Л. Н. Толстого ; "Потонувший колокол" Гауптмана и др. он стремится порвать с изжившими себя традициями, найти более тонкие и действенные средства для передачи художественной правды на сцене. В 1898 г.
Станиславский  вместе с В. И. Немировичем-Данченко основывает Московский Художественный театр "МХТ", в труппу которого входят актёры Общества искусства и литературы и ученики Немировича-Данченко по Музыкально-драматическому училищу Московского филармонического общества. Первый спектакль, который проходит в "МХТ" "Царь Федор Иоаннович" А. К. Толстого (1898, пост. С. и А. А. Санина). Но подлинное рождение "МХТ" и вместе с ним нового направления в мировом сценическом искусстве связано с постановкой "Чайки" Чехова (1898, режиссер С. и Немирович-Данченко). Уже затем были поставлены спектакли "Дядя Ваня" (1899),

"Три сестры" (1901), "Вишнёвый сад" (1904) Чехова. В 1902 Станиславский ставит пьесы М. Горького "Мещане" и "На дне" (совместно с В. И. Немировичем-Данченко), пронизанные предчувствием назревавших революционных событий.

С драматургией Горького связана общественно-политическая линия в репертуаре "МХТ": в спектакле "Мещане" впервые выходит на сцену новый герой рабочий, призывающий бороться за преобразование общества. В скором времени, публике был представлен целый ряд новаторской по режессуре русской классики: "Горе от ума" Грибоедова (1906), "Где тонко, там и рвется" Тургенева (1912), "Село Степанчиково" по Достоевскому (1917), а также "Месяц в деревне" Тургенева (1909, постановка С. и И. М. Москвина), "Синяя птица" Метерлинка (1908, совместно сЛ. А. Сулержицким и Москвиным). В период распространения различных декадентских течений Станиславский поставил в условно-символистском характере "Драму жизни" Гамсуна и "Жизнь человека" Андреева (обе в 1907), но эти спектакли убедили его в губительном воздействии на искусство актёра нарочитой, искусственной стилизации. Актёрский талант Константина Сергеевича проявился в разноплановых сценических образах. Пафосом борьбы с ложной моралью и эгоистическими
интересами буржуазного общества был проникнут образ доктора Штокмана ["Доктор Штокман" ("Враг народа") Ибсена, пост. С. и В. В. Лужского]. С подлинно горьковским романтизмом, размахом сыгран Сатин ("На дне"). Лирическим обаянием, глубокой человечностью, духовной стойкостью отличались чеховские герои
С.Астров ("Дядя Ваня"), Вершинин ("Три сестры"). Сатирическое дарование Станиславского проявилось в ролях Фамусова ("Горе от ума" Грибоедова), Крутицкого ("На всякого мудреца довольно простоты" Островского), Аргана ("Мнимый больной" Мольера).
   В период с 1900-х гг. начинается самая значимая и революционная деятельность Станиславского, он активно разрабатывает учение о творчестве актёра актёрскую технику и метод работы над пьесой и ролью. В 1912 г. Вместе с Л. А. Сулержицким он организовывает при "МХТ" 1-ю Студию , чтобы иметь возможность в работе с молодёжью проверить и утвердить свою систему. Октябрьская революция 1917 года определяет новый этап деятельности Станиславского как режиссёра, педагога и теоретика сценического искусства. Его работы в это время "Горячее сердце" Островского (1926), "Безумный день, или Женитьба Фигаро" Бомарше (1927) отличаются социальной остротой. А также важным вкладом, в развитии современного театра и утверждении в нём метода социалистического реализма, становятся

поставленные под руководством Станиславского спектакли "Бронепоезд 14-69" Вс. Иванова, "Унтиловск" Леонова (1928), "Мёртвые души" по Гоголю (1932), "Таланты и поклонники" Островского (1933) и др. Стремления Станиславского  осуществить реформу сценического искусства распространились и в области музыкального театра. В 1918 г. он возглавляет Оперную студию Большого театра, в последствии выросшую в Оперную  студию-театр, а затем в Оперный театр им. К. С. Станиславского А В 1935 г. он создает Оперно-драматическую студию.
   Как глубоко одаренный человек и истинный мастер своего дела, Станиславский никогда не прекращал поисков более совершенных путей сценического творчества.

К началу 30-х гг. он стоит на пороге новых открытий, вновь приступив к студийной и экспериментальной работе. Деятельность Станиславского, наиболее полно и цельно воплотила идеи сценического реализма и оказала огромное влияние на советскую режиссёрскую и актёрскую школу, способствую возникновению различных театральных направлений. По признанию крупнейших мастеров зарубежной и отечественной сцены, весь современный театр использует наследие Константина Сергеевича. Благодаря своим заслугом Станиславский становится первым человеком получившим звание народного артиста СССР в 1936 г.

Итог своей жизни Станиславский подвел сам: "Долго жил. Много видел. Имел хорошую семью, детей. Жизнь раскидала всех по миру. Искал славы. Нашел. Видел почести, был молод. Состарился. Скоро надо умирать. Теперь спросите меня: в чем счастье на земле? В познавании. В искусстве и в работе, в постигновении его.

Познавая искусство в себе, познаешь природу, жизнь мира, смысл жизни, познаешь душу - талант! Выше этого счастья нет".

Ваша оценка: Нет Средняя: 4.7 (9 votes)