Skip to main content

Семь кукольных театров мира

  • strict warning: Declaration of views_handler_filter_node_status::operator_form() should be compatible with views_handler_filter::operator_form(&$form, &$form_state) in /var/www/admin/www/portal-etud.ru/sites/all/modules/views/modules/node/views_handler_filter_node_status.inc on line 13.
  • strict warning: Declaration of views_plugin_style_default::options() should be compatible with views_object::options() in /var/www/admin/www/portal-etud.ru/sites/all/modules/views/plugins/views_plugin_style_default.inc on line 24.

Кукольные театры в Испании

Театр «Либелула» - это один из известнейших коллективов Испании. Некоторое время назад, испанское правительство поняло, что детям из сел не хватает культуры. Речь шла о культуре театра. В итоге была создана программа для коллективов из различных стран, которые смогли бы ездить по городкам и селам Испании с гастролями. Так кукольный театр под названием «Тень» несколько лет подряд многократно выезжал на подобные гастроли по Испании. В Испанию ежегодно приезжают различные кукольные театры на фестиваль в Сеговию. Этот фестиваль проводится кукольным театром «Либелула» существующим уже более 30 лет, традиционным «петрушечным театром» и теневым театром кукол.
Сравнительно недавно испанские кукольники приехали в Москву. Они показали театр теней со спектаклем под названием «Паладин во Франции», написанный по пьесе Луццати Эмманэде. В конце показали зрителям традиционную сценку кукольной корриды.
Затем кукольники показали еще одну сценку корриды – «петрушечью сценку». Этой сценке несколько сотен лет. При любом техническом развитии «кукольная коррида» выживет и будет нас радовать еще очень много лет своими беспечными, безжалостными и уморительно смешными сюжетами.

Кукольный театр в Японии.

«Бунраку» - это самый крупный в Японии кукольный театр, который показывает сценки в жанре дзёрури – японский традиционный театральный жанр, который возник в 16 веке. В то время песенный сказ, который называется дзёрури, соединился с кукольным представлением и приобрел специфическое звучание. Элементы жанра до своего слияния развивались самостоятельно и не зависели друг от друга.
С X по XI века песенный народный сказ был особенно распространен в Японии. Бродячие сказатели распевали повествования. Аккомпанировал народный музыкальный инструмент бива, который немного напоминает лютню. Такие повествования назывались «бива хоси-но моногатари», что переводится, как рассказы странников, которые играют на бива. Они делались на основе «Майкэ-моногатари». Это феодальный эпос, который повествует борьбу феодальных домов Минамото и Тайра. Большей популярностью пользовались повести о приключениях полководца Ёсицунэ Миномото, который был младшим братом основателя феодального государства Минамото Ёритомо, а также милая история его любимой Дзёрури. Именем этой молодой девушки сначала начали называться только сказы, в которых она была героиней, а затем сказы на другие темы.
Японский театр славится своими интересными сюжетами и красивой музыкой.
Руководство театра «Бунраку» не один раз менялось. В 1909 г. театр попадает в руки театральной компании Сётику. В то время в труппу входило 113 человек (24 кукловода, 51 музыкант, 38 гидаго). Позже, в 1926 году театральное помещение сгорело. Компания Сётику в 1930 году построила новое здание в центре Осака на 850 мест.
Сохранилось огромное количество пьес, которые ставились в этом театре. Среди них имеются танцевальные, бытовые и исторические пьесы. Каждая из них длилась бы 8-10 часов. В наше время эти пьесы не ставят целиком. Из них выбираются самые популярные и драматичные сцены, которые комбинируются в представлении, чтобы оно было разнообразным и гармоничным. Почти всегда в представление включены сцены из бытовой пьесы, исторической трагедии и танцевальный отрывок.
В большинстве пьес сюжет так же сложен и запутан, как и в европейских пьесах того же времени. В них возвышаются честь, добродетель, любовь, а также присутствуют предательство, убийства и т. д. В «Бунраку» большое место занимается отрубленными головами, опознание которых осложняется множеством обстоятельств, и харакири – ритуальное убийство.
Также в пьесах использовался трудный для понимания язык. В этом театре гармонично сочетается музыка, художественное чтение поэтического текста и великолепное  выразительное движение кукол. Это искусство обладает особым очарованием.

Вертеп

Вертеп – это традиционное представление с участием кукол, которое показывается во время Рождественских дней. Он появился на Украине и там же получил наибольшее распространение. Он известен с XVI века. Вертепом также называется сама сцена, на которой происходит кукольный спектакль.
Сцена напоминает уменьшенную копию драматического театра. Ее можно сравнить с домиком, который открыт со стороны зрителей. Сверху на ящике располагается крыша, похожая на купол церкви с крестом. Под крышей находится отверстие, которое напоминает Вифлеемскую звезду. В начале спектакля кукольник зажигает свечу, спрятанную там. Она горит в течение всего спектакля. Открытая сторона, которая обращена к зрителям, представляет собой двухэтажную сцену. На каждом этаже имеется трюм, в котором кукольник может спрятать руки, которыми он управляет куклами. Куклы движутся по прорезям, находящимся в полу сцены. Это создает впечатление, что куклы движутся сами, без помощи актера.
На втором этаже сцены изображено место рождения Иисуса. Туда приходят три волхва, которые кланяются и вручают подарки – золото, ладан и смирну. Тут же появляются пастухи и ангелы.
На нижнем этаже расположен дворец Ирода. Он испугался, что Христос когда-нибудь станет царем и отдал приказ солдатам убить всех новорожденных. После этого приходит смерть, которая косой отрубает голову Ироду.

Кукольные театры Польши и Чехии

В Чехии кукольный театр сложился под влиянием Германии. Благодаря чешскому кукольному театру, в котором представления проводились на чешском языке, формировалось чешское национальное возрождение и пропагандировалась народная речь.
Ранее кукольные спектакли были наполнены легендами о Дон Жуане, докторе Фаусте, а также народными драматизированными анекдотами.
В наше время чешский театр достиг совершенства. Он мощное орудие пропаганды просвещения. Люди, посещающие кукольный театр, живут одной жизнью с кукольниками.
Гашпарек, являвшийся народным героем Чехии, исполнял роль Петрушки, который поучал врагов палкой. Он часто играл с публикой в форме диалога.
Чешские ярмарочные пьесы схожи с общеевропейскими кукольными представлениями. Гашпарек дерется с евреями и чертом, убивает жену и проделывает различные каверзные фокусы.
Чешский кукольный театр малосодержателен и довольно груб. Только отрицательные стороны были сохранены, при этом в них не было внесено содержание, которое присутствовало в театрах остальных стран.
В театрах Польши было задействовано очень много персонажей. Петрушка звался Забиякой. Он избивал дубинкой всех, кто ему не нравился. Это очень веселый театр, насыщенный шутками.

Кукольный театр Индии

Индийский кукольный театр распространен и в наше время в странах Востока. Он интересен как детям, так и взрослым. Также как и до нашей эры, публика созывается на кукольные представления национальными древними инструментами, а затем бамбуковыми колотушками. С тех же времен сохранились куклы, изображающие народные типажи и мифических персонажей. В театре используются гротескные изображения буйвола, слона, тигра и других животных.
Как в древние времена, так и в наши дни, в большинстве восточных стран очень популярен театр теней Этот театр достиг особого совершенства в Китае и Турции, откуда он и возник.
Культура театров Индии проникает и на Цейлон. Это происходит благодаря переселенцам (сингалезам) из долины Ганга и торговым кораблям. Национальный индусский эпос, который привнесли сюда сингалезы, получил развитие.
Таким же образом на острове Ява более всего был распространен театр теней, а не кукольный театр. Театр теней представлял собой древне-индусскую сагу (сказания о героях и богах). Хоть в настоящее время яванцы являются магометанами, а не буддистами, у них все же сохранилось это содержание.
На эти страны заметно влияет древнерусская культура.

Авадзи

Авадзи – это традиционный театр кукол в Японии. Он уже существует более 400 лет. Назван в честь острова, на котором он и находится. Из старинной книги «Авадзида хисё» известно, что в 18 веке на острове Авадзи имелось свыше 40 театральных групп. Часть их работали до конца 19 века. Чаще всего в этом театре актерами являлись простые сельчане: ремесленники, лавочники и крестьяне. Представления устраивались на площадях перед храмами в сельские праздники.
В истории сохранились легенды, связанные с этими представлениями. Главным героем этих легенд является Монах Докумбо и его ученик Хакуда. В одной из версий указано, что Докумбо являлся монахом в Нисиномии в храме Эбису. Он пользовался расположением божества храма и был в почтении у покровителя кукол. Когда Докумбо умер, гнев этого божества вызвал на море длительный и сильный шторм. Никто не смог умилостивить божество. Император приказал Хакуде изготовить куклу, которая будет походить на Докумбо. Также Хакуда устроил еще и спектакль с участием этой куклы. Божество успокоилось, а Хакуда с позволения императора, стал бродячим кукольником. Он продавал свои куклы на острове Авадзи в деревне Сандзё. Это одна из легенд. Есть еще масса других, противоречащих этой.
Искусству Авадзи начинают обучать в 10-20 лет.

Театр кукол в Англии

Кукольный театр в Англию пришел из Голландии, Италии и Франции. Комедианты из Италии появились в Англии в XVII  веке, а вместе с ними – Пульчинелло, который получил в Англии имя Панча.
До того времени, как Пульчинелло появился в Америке, кукольный театр там уже существовал. Так же, как и в остальных странах, театр был тесно связан с религией. Пьесы обеспечивались Старым и Новым заветом. Действующими лицами в пьесах являлись святые. Позже религиозные сюжеты плавно перешли в светские.
В Англии театр кукол стал очень популярным, особенно среди людей низших сословий. Театр кукол начал соперничать с театром, где актерами являлись живые люди. Высшее общество весьма пренебрежительно относились к театру, поэтому не раз обращались к королю с просьбой об изгнании театра кукол Панчи. Панча же мстил привилегированным людям смехом и издевкой и ничуть не жалел их в своих представлениях.
Кукольный театр Панчи не пришелся по вкусу не только знати, но также и верующим людям. Если театр обосновывался неподалеку от церкви, сразу же уменьшалось количество прихожан.
С внешней стороны театр был оформлен убого, куклы были грубыми, а в оркестре редко было более одного человека. Театр представлял собой ящик, который находился за спиной у кукольника во время его странствий.

Ваша оценка: Нет Средняя: 4.4 (24 голосов)