Skip to main content

Психологические тренинги. Телесно-ориентированная техника актера. Часть II

  • strict warning: Declaration of views_handler_filter_node_status::operator_form() should be compatible with views_handler_filter::operator_form(&$form, &$form_state) in /var/www/admin/www/portal-etud.ru/sites/all/modules/views/modules/node/views_handler_filter_node_status.inc on line 13.
  • strict warning: Declaration of views_plugin_style_default::options() should be compatible with views_object::options() in /var/www/admin/www/portal-etud.ru/sites/all/modules/views/plugins/views_plugin_style_default.inc on line 24.

Группа участниковДанный вид тренинга можно рассматривать в качестве разновидности «телесно-ориентированных» тренингов, основная цель которых –  улучшение психологического самочувствия за счет осознания языка тела. Достичь этого состояния возможно последовательно выполняя определенные задачи:

  • изучение невербальных компонентов общения
  • нахождение и снятие своих собственных зажимов
  • осознание языка собственного тела
  • осознание языка тела окружающих.

В предыдущей статье мы предлагали вашему вниманию упражнения, которые надлежит делать на начальном этапе тренинга.

Теперь пришло время перейти к более сложным заданиям.

Насос и надувная кукла

Ученики разбиваются на пары. Один должен стать надувной куклой, из которой выпустили воздух. Он должен совершенно расслаблено лежать на полу. Второй должен  «насосом накачивать» куклу воздухом, то есть, ритмично наклоняясь вперед, на выдохе произносить  звук «с». Кукла должна понемногу наполняться воздухом, части ее тела выравниваются, распрямляются. Наступает момент, когда кукла надута. Дальше ее накачивать опасно, она деревенеет, напрягается, может лопнуть, поэтому накачивание следует закончить вовремя. Время окончания надувания партнер, который накачивал, должен определить по состоянию напряжения тела куклы. Затем куклу «сдувают», вынув из нее насос. Воздух постепенно выходит из куклы, она «опадает». Это великолепное  упражнение не только на расслабление-напряжение, но и на взаимодействие в паре. Затем партнерам следует поменяться ролями.

Упражнение скульптор и глинаСкульптор и глина

Данное упражнение тоже парное. Один из партнеров должен стать глиной, другой – скульптором. Скульптор может придать «глине» любую форму (позу), какую он сам захочет. Глина должна быть податливой, расслабленной и принимать форму, которую ей хочет придать скульптор. Законченная скульптура должна застыть. Автор дает ей название, потом партнерам следует поменяться ролями. Все должно происходить молча, любые переговоры и подсказки запрещены.

Групповая скульптура

Это упражнение должно выполняться быстро. Каждый из участников одновременно должен быть и глиной и скульптором. Каждый должен найти свое место в соответствии с содержанием композиции и общей атмосферой. Начать упражнение может любой из участников (кого назначит ведущий), выйдя на середину помещения, затем к нему пристраивается второй, за ним третий, вплетаясь в общую композицию, и так все до последнего участника. Тренер должен смотреть, чтобы получающиеся композиции не были бессмысленной мозаикой изолированных друг от друга фигур. Усложнение задания: композиция может «ожить».

Японская машинка

Все рассаживаются полукругом, затем следует рассчитаться по порядку, начиная с любого края. Тренеру всегда присваивается нулевой номер. Преподаватель может принять участие в этом упражнении, но обычно он только начинает упражнение и задает темп. Темп должен отбиваться всеми учениками таким образом: на счет «раз» - удар ладонями обеих рук по коленям, на счет «два» - щелчок пальцами правой руки, на счет «три» - щелчок пальцами левой руки и т. д. Одновременно со щелчком право руки тренер начинает игру, произнеся свой номер: «Ноль». За щелчком левой руки тренер называет номер следующего участника, который должен продолжить игру, например, ноль – два. Затем  следует удар ладонями по коленям (все молчат). При этом ученики, приглашая друг друга к игре, должны обязательно взглядом сопровождать свое приглашение.

Человек, допустивший ошибку при выполнении задания, должен прекратить игру, но остаться сидеть в полукруге и отстукивать ритм. Преподаватель, не меняя темпа, констатирует, например: «Третий выбыл», и продолжает игру. Ошибками считаются:

неправильное называние своего номера, сбой темпа, неправильное называние номера партнера, приглашение к игре ведущего (если он не играет) или выбывшего участника (если он не играет), приглашение к игре, не сопровождаемое взглядом.

Варианты усложнения: изменение направления расчета участников; убыстрение темпа; расчет буквами или нечетными числами. Игру следует прекратить, если в кругу останется 2-3 человека. Это упражнение, прежде всего, акцентировано на собирание внимания. Не получится выполнить все его требования, не сосредоточившись на условиях игры и  ситуации «здесь и сейчас». Данное упражнение также направлено на умение ориентироваться в окружающих условиях (выбывшие игроки) в ситуации ограниченного времени (заданный темп) и, наконец, это задание направлено на установление контакта между членами группы. Наблюдая за ходом упражнения, можно выделить лидеров группы, пары, «отверженных». Интересно также проследить за интонациями, с которыми называются номера.

Фраза по кругу

Данное упражнение направлено на умение контактировать, слушать и говорить.Упражнение

Участники также рассаживаются полукругом. Тренер предлагает участникам фразу, смысл которой может меняться в зависимости от контекста. Каждый из участников должен обратиться с этой фразой к соседу, наполнив фразу определенной смысловой нагрузкой. Контекст фразы должен быть ясен по интонации, с которой она произнесена. Напарник должен «принять» фразу и каким-то образом на нее отреагировать.

Усложнения упражнения.

  • Ситуация та же. Отличается только тем, что участник, к которому обратились, должен ответить.  
  • Между первым и вторым участниками завязывается разговор из шести фраз (по три фразы от каждого). Каждый диалог начинается с фразы ведущего (так называемой исходной фразы). После окончания разговора с первым участником, т.е. после произнесения шестой фразы, второй обращается с исходной фразой к третьему.
  • Ситуация аналогична второму варианту однако каждый следующий диалог начинается не с исходной фразы, а с последней (шестой) фразы предыдущего.
  • Каждый участник произносит фразу с определенной интонацией, сопровождая ее соответствующим жестом.

Сиамские близнецы

Парное упражнение, которое тренирует навыки взаимосвязи и взаимозависимости в едином взаимодействии. Тренер предлагает каждой паре представить себя сиамскими близнецами, которые срослись любыми частями тела и вынуждены действовать как одно целое. Парам следует пройтись так по комнате, попробовать присесть, надо  привыкнуть друг к другу. А затем ведущий просит показать всем какой-нибудь эпизод из жизни сиамских близнецов, например, завтрак, одевание.

Время, которое отведено на проработку различных тем, зависит от этапов тренинга. Поэтому на конечном его этапе время, отведенное на разогрев, сокращается за счет того, что эффективный разогрев в установившейся группе становится возможным при использовании меньшего количества упражнений. На заключительных этапах тренинга вводятся задания-импровизации, выполнение которых на начальных этапах невозможно.

 

Ваша оценка: Нет Средняя: 5 (1 голос)