Skip to main content

Питер Брук

  • strict warning: Declaration of views_handler_filter_node_status::operator_form() should be compatible with views_handler_filter::operator_form(&$form, &$form_state) in /var/www/admin/www/portal-etud.ru/sites/all/modules/views/modules/node/views_handler_filter_node_status.inc on line 13.
  • strict warning: Declaration of views_plugin_style_default::options() should be compatible with views_object::options() in /var/www/admin/www/portal-etud.ru/sites/all/modules/views/plugins/views_plugin_style_default.inc on line 24.

Питер БрукПитер Брук  (21 марта 1925) – английский сценарист, режиссер опер, театра и кино. Считается одним из самых значительных режиссеров современности. Получил широкую известность благодаря новаторским постановкам классических пьес (особенно Шекспира) и театральным экспериментам.

Питер Брук родился в Лондоне 21 марта 1925 года.

Обучался в Вестминстерском колледже,  но по причине болезни вынужден был прервать занятия и провести два года в Швейцарии.

В 1945 году окончил Оксфордский университет, факультет лингвистики. Еще во время обучения Питер Брук сделал малобюджетную экранизацию «Сентиментального путешествия» английского писателя Лоренса Стерна и поставил пьесу «Доктор Фаустус» одного из наиболее выдающихся предшественников Шекспира Кристофера Марло. На курсе Питера Брука преподавал известный религиозный писатель К.С. Льюис. Возможно, он оказал влияние на увлечения Питера Брука идеями Г. Гурджиева. После окончания университета Брук стал режиссером Бирмингемского репертуарного театра.

Истинной сенсацией в театральном мире стал его спектакль «Ромео и Джульетта», поставленный в 1947 году, где Брук в первый раз воплотил свою идею «пустого пространства», за полчаса до премьеры выкинув почти все декорации со сцены, что вызвало оживленные споры и неподдельный интерес к его персоне со стороны театральной критики.

Позже он начал работать с разными театральными труппами: с Королевской оперой «Ковен Гарден», Королевским шекспировским театром (Стратфорд-он-Эйвон) и коммерческими театрами лондонского Уэст-Энда.

В конце сороковых годов на сцене Ковен Гарден Брук ставит следующие оперы:  «Богема» Пуччини, «Свадьба Фигаро» Моцарта, «Борис Годунов» Мусоргского,  «Саломея» Р. Штрауса (сценография Сальвадора Дали).

Питер Брук создал более пятидесяти театральных постановок и снял больше десятка фильмов.

В пятидесятых годах Брук работал не только в Англии, но и за границей, в Метрополитен Опера, в Бельгийском национальном театре и других. В 1955 году он совершил турне по разным городам и странам, посетив, в том числе Москву. Символом этой поездки он видел мхатовскую чайку. 

На творчество Брука оказали влияние такие известные теоретики театра, как Гротовский, Брехт, Мейерхольд и Антонен Арто. Свои исследования и эксперименты по воплощению в спектаклях идей А. Арто из его «театра жестокости» Питер Брук начал в 1963 году. Результатами этих экспериментов стал известный спектакль «МаратСад» по пьесе П.Вайса, получивший американскую премию «Тони» за режиссуру, и «Буря» Шекспира. В постановке «МаратСад» изображение мира было представлено, как в сумасшедшем доме, в котором маркиз де Сад превращал «пьесу в пьесе» о Французской революции в восстание сумасшедших против Наполеона. В пьесе «Буря» имелась целая серия упражнений и этюдов, связанных с темой «Бури». Актеры разместились на помостах и под громкий аккомпанемент ударных инструментов с помощью мимики изображали маски персонажей пьесы. После в сцене, где произошло кораблекрушение, одни актеры изображали сам корабль, другие – команду тонущего корабля. А в противоположном конце зала в этот момент разыгрывали мимический этюд на тему свержения Просперо.

Самыми известными постановками режиссера считаются спектакли «Сон в летнюю ночь» и «Король Лир». Под влиянием польского критика Я.Котта, увлекшегося экзистенциалистскими идеями, Питер Брук в постановке «Корль Лир» создает картину опустошенной бесчеловечной вселенной, оформляя спектакль панелями медно-ржавого цвета и грязно-серыми холстами. «Сон в летнюю ночь» явился полной противоположностью «Королю Лир». Это праздник, феерия с прыжками и кульбитами, яркие красочные костюмы актеров, использование трапеций и лестниц.

В 1968 году Питера Брука пригласил к себе в Париж известнейший французский режиссёр и актер Жан-Луи Барро. В 1970 году Питер Брук создал в Париже Международный центр театральных исследований. Тут он продолжает свои эксперименты, ищет средства обновления театра и с этой целью обращается к формам народного зрелища, возрождает традиции восточного и европейского театра. Из разных стран он набирает труппу в количестве тридцати человек. «Ведь актеры из разных стран способны, работая вместе, разрушать штампы, господствующие в их культурах, – писал Питер Брук. – Тогда-то нам и удастся с их помощью увидеть подлинные национальные культуры, погребенные дотоле под грудой условностей, и каждый из них по-своему приоткрывает перед нами какую-то неведомую прежде часть человеческого атласа... Театр – как раз то место, где из разрозненных частей мозаики возникает единый образ».

Здесь следует отметить постановку камерной версии оперы «Кармен», сокращенной до восьмидесяти минут и лишенной хоров, и спектакль «Вишнеый сад» по Чехову. В главных ролях: супруга Питера Брука –  Наташа Пэрри (Раневская), Мишель Пикколи (Гаев), Нильс Ареструп (Лопахин). Готовясь ставить спектакль, Питер Брук изучал письма и статьи Мейерхольда, посвященные «Вишневому саду». Декорациями были только бледные стены. В финале спектакля, когда забивают двери усадьбы, гаснет свет, и только одинокий луч освещает кресло, к которому подходит Фирс.

В 1982 году Брук также снимает фильм «Вишневый сад».

МахабхаратаПоскольку в течение многих лет Питер Брук был последователем мистического учения Г. Гурджиева, это нашло отражение в его спектаклях. Им был поставлен 11-часовой спектакль, грандиозное мифопоэтическое представление о судьбах человечества «Махабхарата» на основе индийского эпоса, а в 1989 году он снял также и фильм. Еще Питер Брук представил биографический фильм «Встречи с замечательными людьми». Фильм снят по одноименной книге Г. Гурджиева. В нем рассказывается о духовных поисках известного мистика, о его мистических встречах с Мастерами и обучении в таинственном монастыре Сармунг.

В 1988 году Питер Брук снова посетил Москву, где получил премию за наиболее значительный вклад в современное театральное искусство от Союза театральных деятелей СССР.

Самыми близкими драматургами для Брука были Чехов и Шекспир, потому что они никогда не обсуждали поступков своих героев, не делили их на плохих и хороших, а показывали все так, как есть, дав зрителям возможность самим сделать оценку.

В 2000 году режиссер снова ставит трагедию «Гамлет», которую актеры разыгрывают на ковре, где есть всего несколько подушек. Очень простое освещение. Играть такой спектакль можно в любом месте.  Роли Гамлета, Полония и Клавдия исполнили чернокожие актеры.

В 2003 году Питре Брук на Биеннале искусств в Валенсии показал премьеру пьесы «Моя рука в твоей руке», написанную американкой Кэрол Рокэморы, которая переводила произведения А. П. Чехова. Пьеса основана на переписке великого русского писателя и его жены актрисы Ольги Книппер-Чеховой. В камерном спектакле участвуют всего два актера – Наташа Пэрри и Мишель Пикколи.

Самые известные фильмы Питера Брука – «7 дней, 7 ночей» с Бельмондо, «Повелитель мух», «Трагедия о Гамлете».

Питер Брук часто проводил эксперименты, читал лекции, проводил творческие мастерские. Он постоянно размышлял о законах и природе театра, находился в постоянных поисках «живого театра», что отразились в его книгах: «Блуждающая точка», «Пустое пространство», «Секретов нет. Мысли об актерском искусстве и театре». В 1998 году вышла книга воспоминаний «Нити времени».

Ваша оценка: Нет Средняя: 4.5 (27 votes)