Skip to main content

Ежи Гротовский

  • strict warning: Declaration of views_handler_filter_node_status::operator_form() should be compatible with views_handler_filter::operator_form(&$form, &$form_state) in /var/www/admin/www/portal-etud.ru/sites/all/modules/views/modules/node/views_handler_filter_node_status.inc on line 13.
  • strict warning: Declaration of views_plugin_style_default::options() should be compatible with views_object::options() in /var/www/admin/www/portal-etud.ru/sites/all/modules/views/plugins/views_plugin_style_default.inc on line 24.

ГротовскийЕжи Гротовский (1933- 1999) известный польский театральный режиссер, реформатор, педагог, создатель теории бедного театра. Его ставят на одну доску со знаменитыми теоретиками театра – К. Станиславским, М. Чеховым, В. Мейерхольдом, А. Арто. Но при этом многие считают его таинственным экспериментатором и мистиком, потому что даже в подверженной влиянию авангарда Польше, его система была воспринята как посягательство на весь институт театра.

Ежи Гротовский родился в Польше 11 августа 1933 года.

Во время II мировой войны ему пришлось прятаться от нацистов вместе с матерью и братом.

В 1950 – 55 годы учебы в Высшей театральной школе в Кракове. 1955-56 стажировка в ГИТИСе, изучение системы Станиславского. После вынес ему вердикт, как не очень способному актеру, которому все удавалось с трудом, и поэтому он вынужден был создать  свою систему. «Bcя мeтoдa Cтaниcлaвcкoгo и вce eгo пoиcки в этoй oблacти были бeзнaдeжнoй бopьбoй c oтcyтcтвиeм тaлaнта…Рeдкий cлyчaй в иcтopии, cлyчaй, кoтopый пoдтвepждaeт мыcль Toмaca Maннa, чтo гeний чacтo пpeвoзмoгaeт бoлeзнь или нexвaткy чeгo-либo, кaк Дocтoeвcкий пpeвoзмoг эпилeпcию, тaк Cтaниcлaвcкий пoбeдил нexвaткy тaлaнтa. И в этoм был eгo гeний». Ежи Гротовский «О ситеме Станиславского».

В 1958-59 годах Гротовский был педагогом Государственной высшей театральной школы (ГВТШ) в Кракове. Затем стал руководителем маленького студийного театра с названием «Театр 13 рядов», находящимся в Ополе. В это же время он написал статью «Хорошо или плохо», в которой как бы подвел итоги своей педагогической деятельности с одной стороны, а с другой попробовал спровоцировать дискуссию о проблемах театрального образования, намеренно преувеличив его негативные стороны. В конце статьи он высказался о том, что театр – это нечто большее, чем место для зарабатывания денег. «Я понимаю, что нельзя принимать театр таким. каков он есть, но можно таким, каким он должен быть. Понятие художественной активности содержит в себе проблему правды и художественной цели (собственного видения правды и цели во имя «человека»), проблему профессиональной этики, дисциплины, ответственности за себя и других, мораль одного человека в театральном ансамбле» GrotowskiJ. Dobreczyzle. – Teatr, 1959, № 18.

В 1965 году Гротовский организовал «Театр-Лабораторию №13» и начал работу в нем вместе с небольшой группой актеров, развивая и воплощая в нем свою концепцию «Бедного театра». Вскоре его театр стал известен во всей Европе, а затем и в Америке.

Гротовский постоянно задавался вопросом: «Что мы ищем в актере?» И сам же отвечал, что однозначно его самого. «А если мы его не ищем, если он не вызывает у нас интереса, если он не является для нас чем-то существенным, мы не сможем ему помочь. Но мы ищем в нем также самих себя, наше глубинное «Я»». Театр, освобожденный ради взаимности такого искательного переживания от каких-либо украшающих или объясняющих постановочных приемов, Гротовский называет бедным театром.

Стойкий принцТри самых известных спектакля Гротовского: «Стойкий принц», «Акрополь» и «Apocalypsis cum figuris» принесли ему всемирную известность. Актеры просто потрясли зрителей исповедальной глубиной актерского существования (но не «игры») на сцене. Спектакль проходил в свою очередь перед лицом зрителя свидетеля как событие (но не как зрелище для публики). Зритель актеры должны были составлять 2 неразрывных элемента. Декорации считались пережитком прошлого и были заменены костюмами и своеобразным реквизитом. Гротовский признавал актера самой важной фигурой в искусстве театра. А режиссер должен был формировать, творить и преобразовывать актера. Гротовский находится в постоянных поисках, исследуя загадку человека, его души. С этой целью Гротовский много путешествует,  посещает Индию, Мексику, Гаити, Нигерию, забытые отдаленные уголки Польши, и в 1986 году останавливается в Италии.

По мнению известного режиссера современности Питера Брука, весомым вкладом Гротовского в развитие театра заключается в необычном соединении духовности с научной точкой зрения, с научными аспектами освоения субъективном и объективной  природы действующего актера и действующего человека. 

Гротовский был удостоен Государственной премии Польши в 1972 году, премии Вроцлава в 1975, также его избрали почетным доктором университетов Калифорнии, Вроцлава, Чикаго и Питтсбурга, в 1997 он стал профессором Коллеж де Франс. В 1990 во Вроцлаве создан Институт имени Ежи Гротовского. По решению ЮНЕСКО 2009 г. (десятилетие со дня смерти режиссера) был объявлен годом Гротовского.

Ваша оценка: Нет Средняя: 4.5 (6 votes)