Skip to main content

Антонен Арто

  • strict warning: Declaration of views_handler_filter_node_status::operator_form() should be compatible with views_handler_filter::operator_form(&$form, &$form_state) in /var/www/admin/www/portal-etud.ru/sites/all/modules/views/modules/node/views_handler_filter_node_status.inc on line 13.
  • strict warning: Declaration of views_plugin_style_default::options() should be compatible with views_object::options() in /var/www/admin/www/portal-etud.ru/sites/all/modules/views/plugins/views_plugin_style_default.inc on line 24.

АртоАнтонен Арто (Антуан Мари Жозеф Арто 1896 – 1948) известный французский драматург, писатель, художник, поэт, актер театра и кино, режиссер, киносценарист, новатор театрального языка, теоретик театра. Всю свою жизнь и творчество он посвятил вопросу о новом обосновании искусства, его месте в мире и праве на существование. Имя Антонена Арто достойно занимает место в плеядеблестящих реформаторов и теоретиков театра, таких как К. Станиславский, М. Чехов, В. Мейерхольд, Е. Гротовский.

Арто разработал собственную театральную систему, называемую «театр жестокости» («крюотический театр»).

Антонен Арто родился 4 сентября 1896 во Франции в Марселе.

Обучался в колледже Сакре-Кёр.

Поскольку в возрасте 4-х лет он переболел менингитом, позже, в юности и на протяжении всей жизни, он стал испытывать приступы душевной болезни. В связи с этим в возрасте 20 лет Арто пережил религиозный кризис, когда его посещали видения и голоса. В стихах, написанных им в юности, видно влияние Бодлера и Эдгара По, позднее – Дюкасса (графа Лотреамона). К сожалению, большая часть этих произведений была уничтожена им самим в 1914 году во время сильного приступа депрессии. Несколько лет Арто лечился в санаториях.

В 1916 году его призвали в армию, но быстро комиссовали. Позже Арто  лечился в Швейцарии, где по назначению врача начал принимать опиум, от которого быстро попал в зависимость. В 1920 году его состояние улучшилось, и он приехал в Париж, собираясь заняться литературой.

Там он попал в поле притяжения группы сюрреалиста Андре Бретона. В конце 1920 года Арто познакомился с театральным режиссером Орельеном-Мари Люнье-По. Это была судьбоносная встреча для Арто, как будущего режиссера. Вскоре он приступил к актерской работе в театре «Эвр». Так началась его театральная жизнь. 17 февраля 1921 года он впервые вышел на сцену в маленькой бессловесной роли в пьесе «Сомненья Сганареля» Анри де Ренье. Возлагая на Арто большие надежды, Люнье-По предлагает Арто роли в «Сонате призраков» Стриндберга и в «Иуне Габриэле Боркмане» Ибсена. Однако его планам не суждено было сбыться.

В 1922 году Арто полностью посвящает себя театру, продолжая при этом писать стихи и рисовать. Театр становится для него смыслом жизни, приобретает вселенские масштабы, помогает понять и раскрыть природу Бога и человека. Какое-то время он был связан с четырьмярежиссерами «Картеля» – театрального объединения, отразившего наиболее прогрессивные тенденции 20-х годов. Но задачи, которые ставил перед собой Арто, находились в разных плоскостях и не совпадали с исканиями «Картеля».

Получив уроки режиссуры у Люнье-По, Питоева, Дюллена и Комиссаржевского, Арто отточил свои актерские возможности и сделал попытку найти свой путь вне признанного «Картеля», приняв участие в авангардистском спектакле театра «Мишель» по пьесе Ивана Голля «Мафусаил». Это был опыт сюрреалистического спектакля. Постановка представляла собой соединение театра и кино (в дальнейшем этот прием будут использовать разные режиссеры, в том числе и сам Арто).

В 1926 году Бретон «отлучает» Антонена от себя, а через год Арто уже сам написал манифест против сюрреализма. Осенью 1926 года Арто, Робер Арон и Роже Витрак открывают «Театр Альфреда Жарри», в значительной степени несущий на себе отпечаток сюрреалистических идей. Театр просуществовал около 4-х лет. За все время его существования в театре было поставлено всего 4 спектакля, но его значение было до такой степени велико что, по свидетельству знаменитого режиссера современности Питера Брука, он сделал попытку смоделировать по его образцу свою собственную театральную деятельность. Как заявлял сам Арто, создав «Театр Альфреда Жарри», он попытался устранить преграду между зрительным залом и сценой, превратив театр в сакральное место, где актер и зритель могли бы кардинально изменить всю свою душевную и физическую природу, сделать театр местом обновления и мистического опыта. Эта попытка Арто, оказала сильное влияние на Гротовского.

Подтверждение своим идеям Арто нашел в практике фольклорного театра с острова Бали, принимавшего участие в Колониальной выставке в1931 году во Франции. Собственно здесь он увидел воплощенной свою теорию «чистого театра», где слово еще сопряжено в своем архаическом основании с пластикой, с жестом, с самой жизнью. В это же время Арто делал попытки серьезно заняться магией, изучить каббалистические учения, египетскую Книгу мертвых, гадания Таро и прочие мистические трактаты.

После этого он понял истинное отличие своего мировоззрения от сюрреализма: им хватало изменений в системе художественного мышления, тогда как он напротив, стремился изменить жизнь, превратив ее в магический ритуал. В это время он пишет эссе о «тотальном театре», или «театре жестокости», которые были опубликованы в 1938 году в сборнике «Театр и его двойник».
В 1936 году Арто отправился в Мексику и какое-то время жил среди индейцев тарамуара, принимал участие в их ритуальных церемониях, в солярных культах, связанных с употреблением напитка, приготовляемого из пейотля, который индейцы почитали в качестве божества.

В 1937 году в печати вышли «Новые откровения о Бытии», написанные Арто с помощью  карт Таро и подписанные «Просветленный». В это же время Арто отправляется в Ирландию, чтобы в приближенной обстановке познакомиться с учением друидов. В это  время его друзья и знакомые получают от него открытки довольно странного содержания, потом известия от него прекращаются, в связи с тем, что Арто попал в психиатрическую лечебницу и был признан опасным. Скитаясь по больницам, Арто провел в общей сложности девять лет. Выйдя на свободу, Антонен еще два года писал стихи и даже участвовал в радиопередачах. Но он уже не мог обходиться без огромных доз наркотических препаратов. Умер Арто в Париже в 1948 году.

Театральная концепция Антонена Арто занимает особое место среди других систем, как оказавшая огромное влияние на все развитие западного театра во второй половинеХХ века. Но ее вовсе не знали в русском театре, что существенно обеднило его развитие. Считается, что в отличие от других театральных систем, система Арто до сих пор не нашла адекватного воплощения на сцене ввиду ее неохватности, стремления вобрать и воплотить в синтетическом действе возможности всех видов искусств.

Чтобы правильно воспринимать театральную концепцию Арто, нужно выйти за пределы театра, а для того чтобы выйти, сначала нужно войти. К системе Арто можно применить  термин антитеатр. Этим словом выражается отношение к извечной дилемме: театр и нетеатр. Антитеатр – это еще одна координата, это не то, что находится за пределами театра, а нечто противополагающееся театру. Это – театр, стремящийся к разрушению театральных границ. Арто выступал не против фальши в театре, а против фальши в жизни. Доктор искусствоведения Максимов пишет: «Когда Арто говорит: «Идея театра утрачена», – речь шла об утрате смысла человеческой жизни. Человек загнан в искусственные рамки и не способен проявить свое естество. Условия театра позволят ему это. Философская картина мира воплощается в формах театра. Реализация происходит в творческом акте, конкретно – в синтетическом театре. Арто считал, что в процессе актерского творчества выявляется бессознательный уровень, на котором происходит общение со зрителем. На этом уровне актер реализует весь свой человеческий потенциал, освобождаясь от личности и становясь магом, богом, кем угодно, становясь своим собственным сверхреальным двойником».

Не слудует воспринимать театральную систему Арто как прямое руководство к постановке спектаклей. Его концепция требует дополнительно режиссёрского осмысления и разработки практической программы. Именно в силу этой особенности «театр жестокости» стал основой творчества многих крупных режиссёров второй половины XX века, таких как Ежи Гротовский и Питер Брук.

Ваша оценка: Нет Средняя: 4.8 (6 votes)